Меню сайта
...
...
...
...
...
|
Обучение жизненно важным навыкам
В программе "Обучение жизненно важным навыкам" выделяется ряд условий, которые важно соблюсти в процессе ее внедрения: первое условие – повышение осознания человеком того, что с ним происходит; следующее условие – социальная поддержка, поддерживающие отношения. Очень важно избежать устаревшего мнения о том, что менять себя человек должен в одиночку, это его личная задача. Поддержка может исходить от друзей или членов семьи, педагогов. Но в любом случае отношения должны обеспечивать заботу, понимание и принятие. Помогать не просто. К сожалению, многие не обладают даже простейшими навыками, не умеют выслушать, не умеют сочувствовать, хотя именно это помогает безотказно. Еще чрезвычайно важный инструмент преодоления собственных проблем – высвобождение эмоций. Новизна этой программы в том, что она носит психолого-педагогический характер. Наши исследования дают возможность утверждать: в детских общественных объединениях растет социальная активность детей и подростков. Для обоснования этого утверждения можно выделить критерии личности:
В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. Эти навыки называются как «жизненно важные». Жизненно важные навыки – комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. Эти навыки являются универсальными вне зависимости от специфики конкретной культуры. Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства. Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье. Навыки самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота, например, с теми, кто зависит от поддержки и помощи других. Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей. Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас. Навыки продуктивного взаимодействия – способность конструктивно и цивилизованно выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов. Навык самостоятельного принятия решений – способность принимать конструктивные взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом. Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению, как сложных жизненных проблем, так и нестандартных производственных ситуаций. Навыки работы с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать, и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации. Навыки творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей. Выделяется ряд причин, по которым обучение жизненно важным навыкам актуально в современных условиях:
Комплекс жизненно важных навыков является базисным для всех профессий, связанных с взаимодействием «человек – человек». Знания данного курса рассчитаны на 1 год обучения и построены на принципах партнерского общения, которые у детей и подростков практически не развиты. У детей 10 – 15 лет есть потребность в независимом партнерском общении, но нет соответствующего опыта. Существует множество приемов установления и поддержания контакта с партнером (расположение в пространстве, дистанция, поза, взгляд, улыбка, темп речи и т.д.), однако важно помнить, что контакт необходимо удерживать в процессе общения. В процессе освоения данной программы детям и подросткам необходимо усвоить некоторые умения, позволяющие им спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия. Вот некоторые их них:
В ходе занятий участники должны понять, что каждый человек может управлять собственными эмоциями и бережно относиться к чувствам и переживаниям других людей. Цель:
Задачи:
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ:
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: В течение обучения дети научатся решать проблемы, заботиться о других, делать вместе общие дела, выбирать, принимать решения и отвечать за сделанный выбор, согласовывать действия при совместной деятельности. - вычленять и точно формулировать проблему; - планировать и осуществлять действия, направленные на решение проблемы; - анализировать конечный результат в связи с исходной задачей; - вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; - создавать условия для творческого процесса, в каких бы видах деятельности он не происходил. Руководитель: Устиновайте Ирина Викторовна
|
Поиск
Друзья сайта
|