Вторник, 07.05.2024, 22:36
Приветствую Вас Гость | RSS

МКУ ДО "Погорельский Дом детства и юношества"

...
...
...
...
...

Обучение жизненно важным навыкам

         

         В программе "Обучение жизненно важным навыкам" выделяется  ряд условий, которые важно соблюсти в процессе ее внедрения:

первое условие – повышение осознания человеком того, что с ним происходит;

следующее условие – социальная поддержка, поддерживающие отношения. Очень важно избежать устаревшего мнения о том, что менять себя человек должен в одиночку, это его личная задача. Поддержка может исходить от друзей или членов семьи, педагогов. Но в любом случае отношения должны обеспечивать заботу, понимание и принятие. Помогать не просто. К сожалению, многие не обладают даже простейшими навыками, не  умеют выслушать, не умеют сочувствовать, хотя именно это помогает безотказно. Еще чрезвычайно важный инструмент преодоления собственных проблем – высвобождение эмоций.       

          Новизна этой программы в том, что она носит психолого-педагогический характер. Наши исследования дают возможность утверждать: в детских общественных объединениях растет социальная активность детей и подростков. Для обоснования этого утверждения можно выделить критерии личности:

  • Включенность детей и подростков в общественную деятельность;
  • Интерес к активной деятельности;
  • Способность детей вносить предложения, осознавать и принимать решения;
  • Уровень ответственности, самодеятельности детей.

В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. Эти навыки называются как «жизненно важные».

         Жизненно важные навыки – комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность  к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

         Эти навыки являются универсальными вне зависимости от специфики конкретной культуры.

         Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

         Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

         Навыки самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота, например, с теми, кто зависит от поддержки и помощи других.

         Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

         Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.

         Навыки продуктивного взаимодействия – способность конструктивно и цивилизованно выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

         Навык самостоятельного принятия решений – способность принимать конструктивные взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.

         Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению, как сложных жизненных проблем, так и нестандартных производственных ситуаций.

         Навыки работы с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать, и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

         Навыки творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.

         Выделяется ряд причин, по которым обучение жизненно важным навыкам актуально в современных условиях:

  • Серьезно усугубившаяся социальная ситуация; разрушение семейных устоев, снижение жизненного уровня большинства семей, рост преступности, возросший риск попадания детей и подростков  в наркотическую зависимость;
  • Обучение должно проводиться как можно раньше, еще до того как ребенком приняты установки асоциального поведения. Обучение жизненно важным навыкам способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, более положительным межличностным отношениями умению нести ответственность за свои действия;
  • обучение жизненно важным навыкам является серьезной базой, необходимой для освоения многих современных профессий, где требуется умение общаться и эмпатия, умение решать проблемы, творческое мышление, умения справляться с эмоциями и стрессом, умение работать с информацией.

         Комплекс жизненно важных навыков является базисным для всех профессий, связанных с взаимодействием «человек – человек».

         Знания данного курса рассчитаны на 1 год обучения и построены на принципах партнерского общения, которые у детей и подростков  практически не развиты. У детей 10 – 15 лет есть потребность в независимом партнерском общении, но нет соответствующего опыта. Существует множество приемов установления и поддержания контакта с партнером (расположение в пространстве, дистанция, поза, взгляд, улыбка, темп речи и т.д.), однако важно помнить, что контакт необходимо  удерживать в процессе общения.

         В процессе освоения данной программы детям и подросткам необходимо усвоить некоторые умения, позволяющие им спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия. Вот некоторые их них:

  • осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния;
  • видеть и понимать эмоции, эмоциональные состояния  и чувства других людей;
  • соотносить свои эмоции с эмоциями других, видеть сходство и различие в эмоциональных реакциях различных людей в одной и той же ситуации;
  • произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.

         В ходе занятий участники должны понять, что каждый человек может управлять собственными эмоциями и бережно относиться к чувствам и переживаниям других людей.

Цель:

  • формирование у детей и подростков значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях дополнительного образования.

 Задачи:

  • обучить психосоциальной компетентности – способности человека эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям. Это способность сохранять хороший уровень умственной деятельности и быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях.
  • обеспечить взаимодействие педагога и родителей для создания оптимальных условий развития и формирования комплекса важнейших социальных навыков;
  • развивать психосоциальную компетентность, как способность человека эффективно действовать в любых ситуациях для сохранения здоровья и благополучия;
  • формировать социально значимый комплекс жизненно важных навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни;
  • создать условия для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы;
  • выработать «Я – концепцию», формировать направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • выполнение программы рассчитано на 1 год;
  • возраст детей от 10 до 15 лет;
  • занятия проводятся в группах по 30 минут;
  • программа имеет сквозной характер.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

        В течение обучения дети научатся решать проблемы, заботиться о других, делать вместе общие дела, выбирать, принимать решения и отвечать за сделанный выбор, согласовывать действия при совместной деятельности.

-    вычленять и точно формулировать проблему;

-    планировать и осуществлять действия, направленные на решение проблемы;

-    анализировать конечный результат в связи с исходной задачей;

-    вырабатывать собственное мнение и обосновывать его;

-    создавать условия для творческого процесса, в каких бы видах деятельности

     он не происходил.

Руководитель: Устиновайте Ирина Викторовна

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz