Меню сайта
...
...
...
...
...
|
"Читай-ка"Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Читай-ка" реализуется на базе д/с "Рябинка, "Фонтанчик". Грамота, т.е. искусство читать и писать, является одной из сторон той способности, которая именуется языком, и цели и назначение ее те же – служить орудием общения с окружающими, выявлять внутреннее содержание человека и способствовать его обогащению. Педагогам и родителям необходимо помнить, что чтение и, особенно, письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Обучение по программе «Читай-ка» навыкам чтения и письма протекает в три взаимосвязанных этапа: 1–аналитический (выделение элементов); 2–синтетический (соединение отдельных элементов в целое) и 3–автоматизация (фактическое образование собственного навыка). Ни один этап нельзя пропустить. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии Дома творчества и семьи подготовить 5 – 7 -летнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму. Актуальность Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Но не все дети имеют возможность получать профессиональное обучение, т.к. не посещают детский сад по той или иной причине. И поэтому на базе нашего Дома детства и юношества стало актуально набрать группу неорганизованных детей для подготовки к обучению в школе, т.к. программа современной начальной школы требует от детей навыка чтения. Типовых программ в данном направлении нет. Это и стало отправной точкой для создания программы «Читай-ка». Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых в данной программе первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр. В программе предусмотрена работа по развитию связной речи, которая аккумулирует и широко использует все достижения речевого развития детей. Для того, что бы правильно развивать речь ребенка, педагогу необходимо знать: состояние произносительной стороны речи; лексический объем речи (словарь); состояние грамматического строя речи; особенности подготовки к обучению грамоте. Произносительная сторона речи детей седьмого года жизни в основном сформирована, но в программе обращается внимание на:
Так же пополняется лексический объем речи детей 5 – 6 лет и 6-7 лет. В среднем объем словаря ребенка к семи годам достигает 5000 слов. Активное расширение словаря идет за счет развития познавательной сферы. Программа предусматривает развитие грамматического строя речи. Оно идет параллельно с развитием лексической стороны речи. В рамках программы продолжается серьезная работа по обучению связной речи. Чем старше ребенок, тем больше времени и места в процессе речевого развития детей отводится связной речи. Связная речь как бы вбирает все достижения ребенка в овладении родным языком: освоение произносительной стороны, словарного состава, грамматического строя. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, получить необходимую и интересующую информацию. К шести годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей и социально значимой для ребенка речевой формой. В ходе естественного развития речи ребенка закладываются многие важнейшие предпосылки успешного обучения грамоте. Высокий уровень речевого развития ребенка является надежным, прочным фундаментом для его последующего обучения. Огрехи в развитии дошкольника обязательно отрицательно скажутся в процессе обучения письменным формам речи. Практика показывает, что в школе исправлять и наверстывать упущенное поздно, а очень часто невозможно. Данная программа обеспечивает детям своевременное полноценное речевое развитие (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), и поэтому переход к обучению грамоте проходит плавно и без особых трудностей. ЦЕЛЬ: Обучить детей навыкам чтения. ЗАДАЧИ:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: К концу первого года обучения дети:
К концу обучения каждый ребенок:
В зависимости от индивидуальных возможностей и темпа речевого развития дети к концу обучения могут образовывать и читать слоги и слова разной степени сложности и читать предложения и короткие тексты. Руководитель: Поспелова Наталья Леонидовна |
Поиск
Друзья сайта
|