Вторник, 07.05.2024, 23:13
Приветствую Вас Гость | RSS

МКУ ДО "Погорельский Дом детства и юношества"

...
...
...
...
...

"Читай-ка"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Читай-ка" реализуется на базе д/с "Рябинка, "Фонтанчик".    

Грамота, т.е. искусство читать и писать, является одной из сторон той способности, которая именуется языком, и цели и назначение ее те же – служить орудием общения с окружающими, выявлять внутреннее содержание человека и способствовать его обогащению.

        Педагогам и родителям необходимо помнить, что чтение  и, особенно, письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Обучение по программе «Читай-ка» навыкам чтения и письма протекает в три взаимосвязанных этапа: 1–аналитический (выделение элементов); 2–синтетический (соединение отдельных элементов в целое) и 3–автоматизация (фактическое образование собственного навыка). Ни один этап нельзя пропустить. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии Дома творчества  и семьи подготовить 5 – 7 -летнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.     

 Актуальность     

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.  Но не все дети имеют возможность получать профессиональное обучение, т.к. не посещают детский сад по той или иной причине. И поэтому  на базе нашего Дома детства и юношества стало актуально набрать группу  неорганизованных  детей для подготовки к обучению в школе, т.к. программа современной начальной школы требует от детей навыка чтения.

Типовых программ в данном направлении нет. Это и стало отправной точкой для создания программы «Читай-ка».

         Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых в данной программе первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.

                  В программе предусмотрена работа по развитию связной речи, которая аккумулирует и широко использует  все достижения речевого развития детей. Для того, что бы правильно развивать речь ребенка, педагогу необходимо знать: состояние произносительной стороны речи; лексический объем речи (словарь); состояние грамматического строя речи; особенности подготовки к обучению грамоте.

         Произносительная сторона речи детей седьмого года жизни в основном сформирована, но в программе обращается  внимание на:

  • речевой слух (сочетание фонематического и фонетического слуха);
  • речевое дыхание;
  • звукопроизношение;
  • словопроизношение.

         Так же пополняется лексический объем речи детей 5 – 6 лет и 6-7 лет. В среднем объем словаря ребенка к семи годам достигает 5000 слов. Активное расширение словаря идет за счет развития познавательной сферы.

         Программа предусматривает развитие грамматического строя речи. Оно идет параллельно с развитием лексической стороны речи. 

         В рамках программы продолжается серьезная работа по обучению связной речи. Чем старше ребенок, тем больше времени и места в процессе речевого развития детей отводится связной речи. Связная речь как бы вбирает все достижения ребенка в овладении родным языком: освоение произносительной стороны, словарного состава, грамматического строя. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, получить необходимую и интересующую информацию.

         К шести годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей и социально значимой для ребенка речевой формой.

         В ходе естественного развития речи ребенка закладываются многие важнейшие предпосылки успешного обучения грамоте. Высокий уровень речевого развития ребенка является надежным, прочным фундаментом для его последующего обучения. Огрехи в развитии дошкольника обязательно отрицательно скажутся в процессе обучения письменным формам речи. Практика показывает, что в школе исправлять и наверстывать упущенное поздно, а очень часто невозможно.

         Данная программа обеспечивает детям своевременное полноценное речевое развитие (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), и поэтому переход к обучению грамоте проходит плавно и без особых трудностей.

ЦЕЛЬ:

Обучить детей навыкам чтения.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить детей с понятиями: речь устная и письменная, предложение, слово, слог, звук, буква;
  • научить сливать слоги, читать слова, находить место звука в слове, дать понятие "гласный" и "согласный" звуки.
  • воспитывать у детей интерес к учебе, чувство коллективизма, дружбы, уважения к старшим и т.д.
  • воспитывать у детей чувство ответственности, умение работать в коллективе, самостоятельно, доводить до конца начатое дело;
  • развивать синтетическое, логическое мышление;
  • развивать внутреннюю и внешнюю речь, память.   

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • выполнение программы рассчитано на 2 года;
  • возраст воспитанников в группе 5-6 и 6-7 лет;
  • количество детей в группе: 9-12 человек; в подгруппе: 1-3 человека;
  • групповые занятия проводятся по 20 минут 2 раза в неделю;
  • индивидуальные занятия по 5-10 минут 2 раза в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

К концу первого года обучения дети:

  • должны знать все звуки и буквы русского алфавита;
  • уметь соотносить звуки и буквы;
  • уметь раскладывать образ буквы на элементы;
  • собирать букву из элементов.

К концу обучения каждый ребенок:

  • должен знать все звуки и буквы русского алфавита;
  • уметь соотносить звуки и буквы;
  • уметь раскладывать образ буквы на элементы;
  • собирать букву из элементов;
  • владеть навыками звукобуквенного и слогового анализа (выделять звуки, устанавливать их местоположение и последовательность в словах и слогах, правильно произносить звуки, делить слова на слоги).

В зависимости от индивидуальных возможностей и темпа речевого развития дети к концу обучения могут образовывать и читать слоги и слова разной степени сложности и читать предложения и короткие тексты.

Руководитель: Поспелова Наталья Леонидовна

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz