«Ребёнок – патриот – гражданин»
Номинация: «На благо Отечества»
Автор: Поспелова Наталья Леонидовна,
педагог дополнительного образования,
МКОУ ДОД «Погорельский ДДЮ»,
с. Погорелка, Шадринского района
Курганской обл.
ул. ПМК – 3
(т. р. 83525366-2-99, т.с. 89195866410)
Методическое пособие «Ребенок – патриот – гражданин» предназначено для педагогов дополнительного образования, педагогов – организаторов, воспитателей детских садов. Рекомендовано для воспитанников детских садов и обучающихся младшего школьного возраста.
Цель: воспитание гражданина, патриота своего Отечества через военно–спортивные игры
Модель воспитательной деятельности:
Цель: воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
В модели моей воспитательной работы «Ребёнок – патриот – гражданин» важное место занимают игровые технологии, в частности военно–спортивные игры.
Игра – необходимый вид деятельности, в процессе которого применяется накопленный детьми жизненный опыт.
Военно–спортивная игра – это одна из разновидностей детских игр на местности. Это исторически сложившееся средство военно–патриотического воспитания детей. Военно–спортивным играм присущи познавательный характер, высокая эмоциональность и т.д.
Военно-спортивная игра имеет свои характерные особенности:
- Наличие элементов героики;
- Военно-прикладная направленность знаний и действий: решение тактических задач, ориентирование на местности, преодоление разнообразных препятствий и т.д.
- Применение в процессе игры вспомогательного оборудования: компаса, бинокля, топографических карт, схем и т.д.
Важной особенностью военно-спортивной игры является то, что проведение ее проходит в специфических условиях, в упрощенном виде отражающих характер военных занятий. Участники игры вынуждены предвидеть возможный ход и результат своих действий, следить за обстановкой, контролировать свое поведение. Игра проводится в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят.
Если рассматривать вопрос о сущности детской военно-спортивной игры, то следует исходить из общего представления об игре, как исторически сложившегося вида деятельности детей. Дети воспроизводят действия взрослых и отношения между ними, познают предметную и социальную деятельность, как одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения.
В военно-спортивных играх в доступной для школьника форме отражаются социальные отношения российских воинов и в упрощенном виде обстановка, характерная для военных занятий, боевых действий. В этом заключается и функция игр для военно-патриотического воспитания, и истоки интереса ребят к этим играм, серьезного и творческого отношения к ним.
Дошкольники и школьники младшего школьного возраста с большим удовольствием участвуют в военно – спортивных играх. Считаю такую работу целесообразной для развития и воспитания подрастающего поколения.
Игра «Зарничка»
(для детей дошкольного возраста).
- Равняйся! Смирно!
- Здравствуйте товарищи юнармейцы!
- Здравия желаем товарищ главнокомандующий!
- Командирам отрядов пограничников и десантников приготовиться и сдать рапорт.
(Идет сдача рапорта).
- Товарищи юнармейцы! Будущие защитники Отечества! Сегодня вам предстоит пройти через серьезные испытания, которые подготовят вас к службе в рядах Российской армии. Придется нелегко, но вы все сможете преодолеть, стоит только запастись мужеством и терпением. Ваша задача: возвратить флаг, захваченный противником на место. Тот отряд, который выполнит эту задачу, будет награжден. Но прежде, чем вы достанете флаг, преодолейте полосу препятствий. Вам необходимо пройти маршрут из 9 этапов. Они обозначены номерами 1 - 9. Проходить этапы будете по - порядку номеров. За правильное и быстрое прохождение этапов отряд зарабатывает баллы. За нарушение правил выполнения заданий баллы будут сниматься. Поэтому командиры отрядов должны контролировать соблюдение дисциплины в отрядах.
А теперь послушайте, какие задания вам предстоит выполнить на этапах.
Этап №1. Нужно преодолеть ползком по-пластунски полосу препятствий, чтобы не заметил противник. При этом необходимо соблюдать очередность.
Этап №2. Марш - бросок на лыжах (лыжня проложена заранее). Лыжников выпускают друг за другом через определенный интервал времени. И так, пока не преодолеют дистанцию все бойцы.
Этап №3. Перевезти всех бойцов на заданный участок территории (используются 2 санок). Тот, кого перевезли, возвращается, забирает следующего бойца и перевозит его и т.д.
Этап №4. Атака снайперов. На этом этапе необходимо попасть в цель снарядами из снега. Дается по три попытки каждому стрелку.
Этап №5. Оказание первой медицинской помощи раненым солдатам. (наложение повязки).
Этап №6. Перевал через гору. Все бойцы отряда друг за другом забираются на горку и скатываются с нее.
Этап №7. Преодоление загазованного участка. Для этого необходимо надеть марлевую повязку, шарф и, построившись в шеренгу, преодолеть расстояние.
Этап №8. На этом этапе выбранным бойцам необходимо прорыть траншею. (Контуры траншеи обозначены на снегу).
Этап №9. Задача данного этапа - разминировать поле. Это задание будет оцениваться по количеству обнаруженных за отведенное время мин.
И, наконец, заключительный этап: взятие флага. Выполнение этого этапа поручается старшине каждого отряда (воспитателю).
Карта следования отряда десантников: № 9 - 8 - 7 - 6 - 5 - 4 - 3 - 2 - 1.
Карта следования отряда пограничников: № 1 - 2 - -3 - -4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9.
Заканчивается игра взятием флага с балкона.
Военно – патриотическая игра для младших школьников
«Саночный биатлон»
Методика проведения игры
Российская армия открыла миру новый вид военного спорта «Танковый биатлон». В этом году он был посвящён 70-летию крупнейшего в истории танкового сражения под Прохоровкой. Танковые экипажи вооруженных сил России проходили разнообразные препятствия, поражая цель. Танковый биатлон транслировался по телевизионным каналам. К нему было приковано, по данным исследования большое количество мужского населения нашей страны. Из беседы со школьниками выяснилось, что вместе с папами биатлон смотрели и мальчишки. Для поддержки интереса и желания в будущем служить в армии возникла идея разработки проведения военно – патриотической игры для младших школьников «Саночный биатлон».
Цель игры – привитие чувства патриотизма, уважения к Российским вооруженным силам, развитие физической подготовки у обучающихся младшего школьного возраста.
Военные танки в игре заменяются на санки разного цвета: синего, зелёного, красного, жёлтого. Создаются команды - экипажи из четырёх человек (один сидит в санках, трое везут санки). В процессе игры члены экипажа меняются местами. Соревнования проводятся на открытом воздухе: школьном стадионе, в лесу, на поляне и др.
Перед проведением игры проводится военное построение, где объясняются правила игры и техники безопасности, выдаётся маршрутный лист, представляется жюри. Члены жюри находятся на этапах, фиксируют время и точность выполнения заданий.
По взмаху флажка начинаются соревнования. Экипажи проходят в четыре этапа:
- Индивидуальная гонка
- Спринт
- Спортивный этап
- Эстафета
- Индивидуальная гонка
Каждая команда проходит по стадиону 3 круга с препятствиями.
- Команды проходят через снежные завалы.
- «Стрельба» снежками по «вертолетам» (привязанным воздушным шарам)
- Стрельба по «танкам» противника.
- Проезд через «минное поле» (по полю раскиданы бутылки с застывшей водой, подкрашенной краской)
За промахи командам назначаются штрафные очки.
- Спринт
На этом этапе каждая команда проходит по стадиону два круга. На втором круге выполняются броски снежками по мишеням. Мишени расположены на разных расстояниях. Допускается 3 броска. За каждый промах дополнительный круг.
- Спортивный этап.
Каждый боец должен иметь хорошую физическую подготовку. Команда по очереди на время пробегает полосу препятствий.
- Бег на лыжах 100 м, огибая препятствия.
- Прыжки через колёса.
- Переправа по - пластунски под верёвкой.
- Эстафета
Каждая команда выставляет по одному игроку с санками. Игрок пробегает 1 круг по стадиону. Выполняет стрельбу по мишеням, стрельбу по «вертолетам». Побеждает тот, кто показал лучшее время, и допустил мало промахов.
По окончании эстафеты все результаты подсчитываются, и определяется победитель и призёры.
Данную игру можно проводить между классами и школами.
|